МКОУ "Синегубовская ООШ"
301088, Тульская обл, Чернский р-н, Синегубово 1 д, Центральная ул, дом 14
  • Школьный музей

        Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, который расширяет сферу образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности, которая ведет к развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

        Школьный музей призван способствовать формированию гражданско- патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно- практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

       Школьный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.

       Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных      предметов,      создании      экспозиции,      проведении экскурсий, конференций и других внеклассных мероприятий, способствует заполнению их досуга. Кроме того, обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности: они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

       Музей выполняет следующие функции:

    -научно-документальная (в основе всех экспозиций лежат подлинные предметы);

    -исследовательская (музей способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Для написания сочинений, докладов, рефератов, сообщений по учебным предметам используются материалы музея);

     

    -образовательно-воспитательная. Музей пополняет знания учащихся, прививает навыки исторического мышления. Музей – это место, где ученик воспринимает накопленный исторический опыт, т.е. получает эмоциональный импульс в причастности к прошлому страны, города, школы, усваивает этические ценности.

    Основные направления деятельности музея:

    1. Страницы военной истории нашей Родины
    2. Судьбы различных вещей. 3.Изучение исторического наледия

    Цель работы школьного музея: формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к традициям школы, города, края, отечества.

    Задачи музея истории школы:

    • развивать патриотизм у подрастающего поколения;

    -воспитывать уважительное, бережное отношение к обычаям и традициям школы, ее прошлому и настоящему;

    • углублять знания учащихся в области истории своей малой родины;
    • расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;

    -способствовать развитию социальной ответственности учащихся;

    -осваивать практические навыки поисковой, исследовательской работы.

    Поставленные цели и задачи работы школьного музея могут быть реализованы в следующей форме:

    1. Массовая экскурсионная работа;
    2. Включение школьного музея в образовательный и воспитательный процесс
    3. Участие в научно – исследовательских и краеведческих конференциях различного уровня;
    4. Учебно – исследовательская деятельность;
    5. Проведение уроков на базе музея тематических экскурсий и внеклассных мероприятий.

    Формы организации работы: индивидуальная и групповая.

    При проведении мероприятий в музее применяются различные методы: рассказ, беседа, объяснение, прослушивание, просмотр, экскурсии, выполнение практических работ.

    Виды деятельности учащихся, связанные с работой в музее: сбор и обработка материалов, переписка, встречи, архивная работа, поисковая творческая работа.

     

    Содержание работы: 1.Создание и пополнение фондов музея.

    Основные задачи данного направления работы музея:

    • создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
    • правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);
    • правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
    • точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
    • организовать прием и выдачу музейных предметов;
    • обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
    1. Поисково-исследовательская деятельность
      • Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по сбору информации о героях ВОВ, ветеранах, выпускниках школы, истории города в военные годы. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках.
    2. Экспозиционная деятельность

    Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:

    • освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление элементов оформления и их монтаж;
    • учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей; ;
    • предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе.
    1. Просветительская работа

    Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:

    • продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
    • проводить в музее совместные мероприятия: встречи, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;
    • использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;
    1. Методическая работа

    Составление или дополнение обзорных и тематических лекций. Обучение и подготовка      активистов       музея      для      проведения      экскурсий,                           поисково- исследовательской работы. Главный критерий повседневной работы музея — это

     

    проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возрастных особенностей, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie